АВЕНАРИУС РИХАРД

АВЕНАРИУС РИХАРД
(1843-1896) –представитель второго позитивизма, создатель философского учения «эмпириокритицизмома» («критики опыта»). как учёный специализировался в области психофизиологии.  В 70-80-х гг. XIX века создал  свою  философскую  систему,  теоретическим источником которой были учения  Беркли и Юма. На основе их учения он феноменологически истолковал новые открытия в естествознании (радиоактивности в 1896 г., электрона в 1895 г., рентгеновских лучей в 1895 г.), которые послужили поводом к утверждению, что«материя исчезла» и все свойства физических объектов относительны (релятивизм). Уже в XX веке в этих целях стала использоваться специальная теория относительности А.  Эйнштейна. Важнейшими теоретическими составными частями философии эмпириокритицизма Авенариуса были: 1) программа «очищения опыта»; 2) теория «нейтральных элементов опыта»; 3) принцип «экономии мышления». В двухтомном труде «Критика чистого опыта» (1888-1890) Авенариус выдвинул  предложение  о  том,  что  задача  философии  состоит  в  «очищении» опыта от всего того, что может быть истолковано как признание объективности, т.е. независимости какой бы то ни было «реальности» от ощущений. Эмпириокритицизм исходит из субъективно-идеалистической предпосылки, названной им«принципиальной координацией» субъекта и объекта, неразрывности «Я» и «среды». По Авенариусу, не существует объекта без субъекта, как и субъекта без объекта. Мир дан нам только в «принципиальной координации», действительной или  только возможной, т.  е.  как  опыт. «Очищение»  опыта  служит  интересам научного мышления, считает Авенариус. Научное мышление должно освободиться от  привнесенных компонентов, в частности, оценочных и антропоморфических. Первые, оценочные – это этические и эстетические оценки, присоединяемые наивным мышлением к предмету и рассматриваемые так, как если бы они характеризовали сам предмет (мы называем предмет хорошим или дурным, красивым или  безобразным, но эта наша оценка не выражает свойств предмета). Вторые, антропоморфические – делятся на три группы: а) мифологические, б) антропопатические, в) интеллектуально-формальные. Для научного познания особое значение имеют интеллектуально-формальные привнесения. Здесь Авенариус расходится с Кантом, который  считал необходимым для научного познания наличие априорных категорий, т.е. до опытных наиболее общих понятий, например, закономерность, причинность и др. Он же считает, что они должны быть устранены как  произвольные привнесения. Прежде всего,  Авенариус  подвергает критике понятия  субстанции и  причинности.  Он считает, что  в  описываемой физикой картине мира представлены атомы, приводимые в движение силой.  Но в опыте мы имеем лишь ощущение силы, а не саму силу или атомы. Точно также в опыте мы знаем, что одно явление следует за другим, но не саму причинность. Аналогично обстоит дело и с субстанцией. Субстанция – это нечто с чем мы связываем изменения, некий «идеальный пункт». Поэтому «субстанция отпадает и остается ощущение». «Чистый опыт» Авенариуса – это содержание человеческого сознания, «очищенное» от  объективной действительности как его источника, от субстанции, от причинных связей, от ценностных и антропоморфических представлений. Этот «чистый опыт» и есть предмет познания. Само понятие «опыт» позволяет его трактовать как материалистически, так и идеалистически. Он понимает «опыт» идеалистически как состояние сознания. Чтобы избежать солипсизма, он предлагает выделить «элементы опыта», а именно: 1) телесные вещи и б) не телесные вещи – воспоминания и вещи-фантазии. Первые характеризуются как«живые чувства в широком смысле», вторые – как «неживые чувствавоспоминания и чувства-фантазии». Если элементы опыта берутся в отношении к индивиду, то они зависят от него и являются субъективными, если по отношениюк среде, то не зависят от индивида и являются объективными. В этом суть «нейтральности элементов опыта», т.е. как бы существования вне дилеммы материализма и идеализма.

Философия науки и техники: тематический словарь. — Орёл: ОГУ. . 2010.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "АВЕНАРИУС РИХАРД" в других словарях:

  • Авенариус, Рихард — (Avenarius) (1843 1896) швейцарский философ, один из основоположников эмпириокритицизма (махизма). Считал, что в опыте снимается противоположность материи и духа; выдвинул теорию «принципиальной координации», согласно которой «без субъекта нет… …   Политология. Словарь.

  • Авенариус, Рихард — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Авенариус. Рихард Авенариус Richard Heinrich Ludwig Avenarius Дата рождения: 19 ноября 1843 …   Википедия

  • Авенариус Рихард — (Avenarius) (1843 1896), швейцарский философ, один из основоположников эмпириокритицизма. * * * АВЕНАРИУС Рихард АВЕНАРИУС (Avenarius) Рихард (1843 1896), швейцарский философ, один из основоположников эмпириокритицизма (см. ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ)… …   Энциклопедический словарь

  • Авенариус Рихард — Рихард Авенариус и критика «чистого опыта» Что такое «чистый опыт»?     Термин «эмпириокритицизм» был введен Авенариусом для обозначения «надпартийной» философской позиции, критически рассматривающей все, якобы проверенные, истины. Эмпириокритики …   Западная философия от истоков до наших дней

  • Авенариус Рихард — Рихард Авенариус (1843 1896) Рихард Авенариус (нем. Richard Heinrich Ludwig Avenarius 1843 1896)  немецкий философ, профессор философии в Цюрихе (с 1877). Основатель нового философского учения, названного им «эмпириокритицизмом». Авенариус за… …   Википедия

  • Авенариус Рихард — Авенариус (Avenarius) Рихард (19.11.1843‒18.8.1896), швейцарский философ идеалист, один из основоположников эмпириокритицизма. Профессор Цюрихского университета. Центральное понятие философии А. ‒ опыт, в котором он стремился растворить… …   Большая советская энциклопедия

  • Авенариус Рихард — (1843 96) замечательный немецкий философ; был профессором в Цюрихе. Философскую свою систему А. назвал эмпириокритицизмом (см.). Из сочинений А. наиболее замечательны три: Философия, как мышление о мире согласно принципу наименьшей меры сил… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Авенариус Рихард Авенариус — (1843 1896) швейцарский философ, один из главных представителей эмпириокритицизма. Основные произведения: «Критика чистого опыта» (1888 1890), «Человеческое понятие о мире» (1909), «Философия как мышление о мире согласно принципу наименьшей меры… …   Великие философы: учебный словарь-справочник

  • Авенариус Рихард / Avenerius, Richard — (1843 1896). Авенариус предположил существование системы «С», от которой зависит сознание. Важность этого понятия связана с его влиянием на Титченера …   Психологическая энциклопедия

  • Авенариус — Рихард (Avenarlus) (1843 1896). Швейцарский философ идеалист, один из основоположников эмпириокритицизма. Считал, что в опыте снимается противоположность материи и духа …   1000 биографий


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»